Основная образовательная программа МБДОУ Удинский детский сад "Солнышко" на 2020-2025 учебный год
Описание образовательной программы
Краткая презентация
1.Возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована Программа, в том числе категории детей с ОВЗ.
Основная образовательная
программа МБДОУ «Удинский детский сад «Солнышко» разработана в соответствии с
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО, Стандарт – приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №
1155) и с учетом инновационной программы дошкольного образов Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.—
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019г., одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию.
В соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.9.),
программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Основными участниками
реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные
представители), педагоги.
МБДОУ «Удинский детский
сад «Солнышко» обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр,
уход и оздоровление детей в возрасте от 1, 6 до 7 лет.
МБДОУ функционирует в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 9 – часовым
пребыванием. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный
характер и ведется на русском языке.
Режим работы ДОУ:
понедельник-пятница с 8:00 час до 17:00 час.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей,
воспитывающихся в образовательном учреждении. Основной структурной единицей
дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
В МБДОУ «Удинскийй детский сад «Солнышко» функционируют 2
разновозрастные группы общеразвивающей направленности.
На период 01.09.2020 года сформировано:
Ø младшая группа (1,5-4 лет) – одна группа:18 детей;
Ø старшая группа (4-6(7)
лет) одна группа 27 детей
Цель работы группы –
обеспечение доступности дошкольного образования.
Общее число детей:45.
Предельная наполняемость групп
общеразвивающей направленности согласно СанПин 2.4.1.3049-13 п. 1.9.
определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для
дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метров.
2.Общие сведения о Программе
Программа определяет содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне ДОУ.
Программа обеспечивает развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цели и задачи реализации программы дошкольного
образования
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы определены ФГОС ДО,
Уставом ДОУ, ООП ДО, реализуемой программой «От рождения до школы» с
учетом приоритетного направления – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
с учетом регионального компонента.
Главная цель
российского образования была сформулирована в майском Указе Президента
Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»:
«Воспитание гармонично развитой
и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально - культурных
традиций».
Цели Программы:
- Создание благоприятных условий для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
- Проектирование социальных ситуаций развития
ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей
через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие
формы активности.
- Обеспечение равенства возможностей для каждого
ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Задачи основной части Программы:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования;
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи части программы, формируемой участниками образовательных отношений:
1.Развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование
патриотических качеств у детей дошкольного возраста на основе использования
регионального компонента и художественно-эстетических средств посредством
включения воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики
Бурятия, села Удинск.
2.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе традиций, сложившихся в ДОУ.
3.Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в
освоении Программы;
4.Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Принципы и подходы к реализации Программы:
·
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства -
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе,
без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
·
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
ДОУ) и детей.
·
Позитивная социализация ребенка и уважение его личности.
·
Развивающее вариативное образование.
·
Индивидуализация дошкольного образования на основе построения индивидуальной
траектории развития каждого ребенка.
·
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие ребенка.
·
Сотрудничество ДОУ с семьей и организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование детей.
·
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
·
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы.
Структура программы:
Программа включает
три основных раздела:
· Целевой раздел включает
в себя Пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
·
Содержательный раздел представляет общее содержание
Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
· Организационный
раздел содержит описание материально-технического и организационного
обеспечения Программы.
В содержательном разделе программы определяются основные формы и методы
реализации поставленных задач по следующим образовательным областям:
· Социально -
коммуникативное развитие;
· Познавательное развитие;
· Речевое развитие;
· Художественно -
эстетическое развитие;
· Физическое развитие.
В этом же разделе отражена организация
работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, на основе инклюзивного
образования.
Каждый из разделов состоит из обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части
взаимодополняют друг друга.
Программа может
корректироваться в связи с изменениями:
Ø нормативно-правовой базы ДОУ,
Ø образовательного запроса родителей,
Ø видовой структуры групп,
Ø выходом примерных основных образовательных программ.
3.Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями детей.
В современных условиях
дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным
институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим
возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной
деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
• единый подход к
процессу воспитания ребёнка;
• открытость
дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во
взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и
доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный
подход к каждой семье;
• равно
ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в
ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников
со следующими категориями родителей:
- с семьями
воспитанников;
- с будущими
родителями.
Приведя ребенка в
детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и
обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли
способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы
практически невозможно.
Поэтому основной
целью взаимодействия с родителями мы считаем: возрождение традиций
семейного воспитания и вовлечение семьи в образовательный процесс.
Задачи:
ü формирование психолого - педагогических знаний родителей;
ü приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
ü оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении
детей;
ü изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с
родителями включает:
ü ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, через официальный сайт ДОУ, на представлении публичного отчета
руководителя с анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
ü ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
ü участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях;
ü целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
ü обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.
В систему работы с
родителями включаются как традиционные формы, так и нетрадиционные.
Традиционные формы
взаимодействия с семьей:
- педагогическое
просвещение родителей;
- беседы,
консультации;
- общие и групповые
родительские собрания;
- наглядная
пропаганда.
Новые формы
взаимодействия с семьёй:
-социологическое
обследование семей;
- анкетирование;
диагностика, тесты, опрос;
- консультации
специалистов;
- «Круглые столы»;
- открытое занятие для
родителей и с участием родителей;
- конкурс семейных
талантов;
- вечера вопросов и
ответов.
Преимущества новых
форм взаимодействия педагогов с родителями.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную
работу по воспитанию детей. Активизация родительского комитета. Исчезновение
формализма в работе.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают
нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание
ребёнка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения,
нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка
в ДОУ и семьи.
- Это возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений.
Основные
принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьями:
-
открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность
знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
- сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной
развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые
подходы к развитию ребёнка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и
частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Функции работы ДОУ с
семьёй:
- Ознакомление
родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса,
организуемого в ДОУ.
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей
в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным
семьям в воспитании.
- Преемственность с
общественными организациями родителей.